Определяющим фактором на индийском рынке устройств для очистки воды является борьба между компаниями HUL и Eureka Forbes.
Компанию Eureka Forbes контролирует группа предприятий Pallonji group. Eureka Forbes длительное время являлась монополистом на индийском рынке устройств по очистке воды, размеры которого достигают 300 млн. долларов США. Через некоторое время на рынок вошла компания Hindustan Unilever (HUL), занимающаяся производством товаров народного потребления (FMCG). Pureit, её собственный бренд пурифайеров, полностью изменил рынок.
Пурифайеры Pureit были запущены в 2008 году после тщательных маркетинговых исследований, занявших 4 года. HUL сразу же развернула массовое их производство и продажу, поступив с ними как с типичным товаром народного потребления. К нынешнему моменту, индийские жители приобрели 1,3 млн. установок Pureit, сравните это с 500 тыс. пурифайеров компании Eureka Forbes. Таково состояние дел на неэлектрическом сегменте индийского водного рынка, объёмы которого достигают 60 млн. долларов США, а годовые темпы роста близки к 40%.
Другой сегмент, электрический, гораздо больше по объёму и достигает 240 млн. долларов США, но при этом скорость его роста ниже и составляет 15% в год. Продуктами на электрическом рынке являются очистные установки, применяющие ультрафиолет, и те, что работают на принципе обратного осмоса. Как правило, их стоимость высока: пурифайеры, использующие ультрафиолетовое излучения стоят порядка 90-180 долларов США, цена на системы обратного осмоса ещё выше и колеблется между 160 и 320 долларами за штуку.
В сегменте устройств с ёмкостью для хранения воды, являющимся по мнению экспертов точкой старта для новых фирм в отрасли, цены составляют порядка 20-30 долларов за штуку. Более продвинутые устройства, как Pureit Classic, Pureit Autofill и Pureit Marvella, идут за 40-60 долларов. Сопоставимые продукты в этом сегменте есть у обеих компаний.
Тем не менее, у этого сегмента есть значительные преимущества: отсутствует необходимость в подключении к электросети, такие устройства снижают зависимость от бесперебойного водоснабжения. Привлекательность таких устройств в глазах потребителей ведёт к напряжённой борьбе за сегмент между двумя компаниями.
Руководство HUL и Eureca Forbes отказывается открыть цифры по рынку, но отраслевые эксперты предполагают, что доля Pureit составляет около 50% подсегмента устройств с ёмкостью для хранения воды, в которых используются химические методы очистки. Предположительная доля Eureka Forbes - 20%.
Химия означает применение или хлора или брома для очистки воды. В устройствах Pureit используется более опасный хлор, Eureka Forbes предпочитает бром, несущий меньшую угрозу для здоровья, но стоящий больше.
До недавнего времени это было неизбежной "производственной необходимостью": и бром и хлор применялись, чтобы очищенная вода соответствовала санитарным нормам. Но буквально на днях компания Eureka Forbes сделала сильный шаг вперёд: запустила новую версию установки AquaSure, в которой не используются химия для очистки воды и стоимость которой равна 45 долларам США. Вода проходит через лабиринт, образованный положительно заряженными элементами, "притягивающими" болезнетворные споры, бактерии, вирусы.
Господин Шофф, Генерального директора Eureca Forbes, комментирует это следующим образом:
«продукт нацелен на тех, кто понимает, что использование химических веществ для очистки воды это не совсем верный путь. Мы работали над такой установкой в течение семи лет и наконец-то довели её до рабочего состояния».
По его словам, через месяц с небольшим после запуска было продано 22 тысячи установок. Шофф рассчитывает достичь ежемесячного уровня продаж в 50 тысяч устройств. Это позволит за счет эффект масштаба производства снизить издержки и сделать продукт ещё более доступным.
"Сейчас у нас 15 тысяч торговых точек в 1500 городах. Стратегия предполагает увеличение числа торговых точек до 25 тысяч»,
- говорит он.
Руководство компании HUL прокомментировало появление нового продукта тем, что потребитель заинтересован в конечном продукте - чистой питьевой воде, а технология, с помощью которой вода получена, не так уж и важна. Пока что HUL занимает выжидательную позицию и следит за ходом событий.